Взаимовыгодное сотрудничество с Экойл

Новости компании

Ekoil 2T Aqua Premium Стандарт TC-W3 Продление лицензии NMMA

03.01.2014

Секреты всесезонных масел

03.01.2014

   Всесезонные масла отвечают требованиям к одному из зимних и к одному из летних масел, т.е. имеют очень пологую зависимость вязкости от температуры, иначе говоря, высокий индекс вязкости.

Что такое индекс вязкости?

Индекс вязкости — это безразмерная величина, рассчитываемая по значениям кинематической вязкости при 40'С и 100°С. Для сезонных (зимних и летних) масел, полученных из нефти благоприятного состава путем глубокой очистки масляных фракций, характерные значения индекса вязкости составляют порядка 90-105. Всесезонные загущенные масла, содержащие присадки-модификаторы вязкости, имеют индекс вязкости 130-160 и более. Летнее масло SAE 40 имеет достаточную вязкость, чтобы обеспечить надежное смазывание при высокой температуре (уровень Б), но при температуре ниже 0°С оно слишком вязкое (выше уровня А, при котором стартер может проворачивать двигатель в процессе холодного пуска без предварительного подогрева). Зимнее масло SAE 10W обеспечит холодный пуск при низкой температуре (его вязкость ниже уровня А), но для летней эксплуатации, когда температура масла в картере достигнет 90-100°С, оно явно непригодно (вязкость ниже уровня Б). А вот всесезонное масло SAE 10W-40, получаемое загущением маловязкого базового масла до вязкости при 100'С, типичной для летнего масла SAE 40, работоспособно во всем диапазоне, ограниченном уровнями А и Б.

Плюс загущающие присадки

Всесезонное масло, загущенное макрополимерными присадками, повышающими индекс вязкости, способствует достижению экономии топлива. В отличие от незагущенных масел, всесезонные загущенные масла — это неньютоновские жидкости. Их вязкость зависит не только от температуры, но и от градиента скорости сдвига — отношения скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. Например, средняя скорость скольжения поршневого кольца по стенке цилиндра составляет 10-15 м/с, а зазор между ними в прогретом двигателе всего лишь сотые доли миллиметра. Поэтому градиент скорости сдвига практически изменяется в широких пределах и достигает 10е с1. Если построить зависимость вязкости сезонных незагущенных и загущенного всесезонного масла от градиента скорости сдвига, то можно отметить, что у последнего она падает с увеличением скорости сдвига, причем абсолютная величина такого временного падения вязкости со снижением температуры масла значительно увеличивается. Этим объясняется уменьшение расхода топлива при коротких поездках в городских условиях, когда двигатель не прогревается до максимальной температуры масла и охлаждающей жидкости. Важно подчеркнуть, что время восстановления вязкости при уменьшении скорости сдвига очень мало. Она изменяется практически синхронно с изменением скорости движений поршня, достигая максимальных значений при остановках поршня в мертвых точках, а минимальных — вблизи середины хода поршня, где условия возникновения гидродинамического режима смазки наиболее благоприятны.

Применение недостаточно вязких масел увеличивает износ трущихся деталей и расход масла на угар, затрудняет выполнение норм по токсичным выбросам с отработавшими газами.